Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #13, 1999

Бюджет-2000 - безответственная фантазия

Людмила Вартазарова

 

Бюджет страны принято называть основным экономическим законом. Давайте посмотрим, имеет ли право так называться Бюджет-2000 (как, впрочем, и бюджеты предыдущих лет).

Все 90-е годы Россия живет без четко сформулированной властями и поддержанной обществом стратегии развития (во всяком случае, таковая стратегия, если и имеется, то не доведена до сведения российских граждан). Соответственно, не приходится говорить и об экономической политике, которая бы разумно сочетала решение сегодняшних задач с созданием задела для решения задач завтрашних.
Государственные приоритеты, конечно, озвучиваются правительством (в виде безвариантных среднесрочных программ) и президентскими структурами (в виде посланий президента). С ними, в принципе, даже можно согласиться. Особенно хороши и вдохновляющи были тексты посланий президента 1997-1998 годов (видимо, писали их команды, хорошо чувствующие веление времени).

Но вся беда в том, что ни в одном из бюджетов последних лет эти приоритеты не нашли своего ресурсного подкрепления и остались на уровне деклараций.

Таким образом, формально невозможно определить вклад очередного бюджета в решение средне- или долгосрочных задач. Можно только сказать, что Бюджет-2000 является лишь слепком с текущей ситуации и призван решить три основные, с точки зрения властей, задачи:

  • выполнить обязательства России по выплате внешних долгов;

  • сдерживать нарастание бедности и минимизировать возможности усиления социальной напряженности в стране;

  • создать резервы для преодоления чрезвычайных ситуаций.

Грамотное формирование государственной экономической политики, а следовательно, и бюджета государства требует достоверной информации об уровне социально-экономического развития регионов и о ресурсной базе экономики.

Это предполагает, во-первых, систематическое составление социальных кадастров регионов, отражающих, в том числе, реальную ситуацию развития в субъектах Федерации жизнеобеспечивающих отраслей и позволяющих в сопоставлении с совокупными доходами региона определить объективную потребность в трансфертах.

Во-вторых, необходим постоянный мониторинг состояния основных производственных фондов, оценка степени их морального и физического износа.

В-третьих, заглянуть в завтрашний день невозможно без инвентаризации научного потенциала страны, имеющихся научных заделов, без наличия банка патентов и изобретений и т.п.

К сожалению, на сегодняшний день такого рода информация в систематизированном виде отсутствует. К тому же следует учитывать, что чисто фискальная налоговая политика толкает предприятия на сокрытие своих возможностей и на активный показ трудностей. Не удивительно, что по экспертным оценкам не менее 40% экономики страны располагается в "тени" и не участвует в формировании государственного бюджета.

Особую тревогу такое положение дел вызывает в связи с высокой степенью износа основных производственных фондов в двух сферах, фактически определяющих сегодняшнюю и завтрашнюю ситуацию в экономике: в нефтедобывающей промышленности (являющейся основой формирования доходной части бюджета) уровень износа фондов оценивается в 60-70%, а в оборонном комплексе (до сих пор сосредотачивающем в себе почти все высокие технологии) износ активной части фондов достиг 75%!

Важно, однако, иметь в виду, что чрезвычайно низок уровень загрузки работоспособной части производственных мощностей, в частности, по оборонному комплексу он составляет в среднем 20%.

Не менее выразительны и цифры, характеризующие уровень производительности труда в важнейших отраслях экономики: в нефтедобывающей промышленности он составляет 25% от уровня, достигнутого в США, в черной металлургии - 30%, в жилищном строительстве - 10%. Эксперты считают, что на жизнеспособных предприятиях этих отраслей при разумном хозяйствовании возможно достижение производительности труда на уровне, соответственно, 100, 90 и 60% от американского.

Отсутствие "прозрачной" картины ситуации в регионах и ресурсных возможностей позволяет правительству играть уже который год подряд в одну и ту же "игру" с Государственной Думой и Советом Федерации (и депутаты, и сенаторы прекрасно осведомлены о правилах этой игры).

В Государственную Думу вбрасывается вариант бюджета с заведомо заниженными показателями расходной части и непропорциональным делением доходов между Центром и регионами. Затем, в процессе "торговли", правительство умудряется соткать из воздуха резервы и учесть пожелания депутатов и руководителей российских регионов. Бюджет-2000 поставил, по-моему, в этой части рекорд: было обнаружено дополнительно около 45 миллиардов рублей!

Придание бюджету страны статуса основного экономического закона предполагает, что этот закон (бюджет) должен неукоснительно исполняться. Однако еще ни один бюджет 90-х годов не был реализован в том виде, в каком он был принят Федеральным Собранием и утвержден Президентом. Кстати, открыто объявляемые секвестры были более честной политикой, чем тихое невыполнение бюджетов в последние два года.

Самое трогательное, что никто за это не несет ответственности. Правительство не считает необходимым отчитываться, Федеральное Собрание за пять последних лет не рассмотрело и не утвердило ни одного отчета по исполнению бюджета. Остается тайной за семью печатями: для кого проводит свои проверки Счетная палата, если по их результатам не предпринимаются действенные меры?

Чтобы исправить положение, необходим закон (или ряд законов), который закрепил бы механизм, обеспечивающий полный бюджетный цикл - формирование бюджета, его принятие, отчет об исполнении, контроль за исполнением со стороны исполнительных и законодательных органов.

Бюджет государства призван играть роль социального интегратора. Следовательно, он должен представлять собой итог согласования интересов: государства и субъектов Федерации, государства и общества, различных социальных групп, различных корпоративных структур и т.д. Однако пока что картина иная.

Определение государственных приоритетов в экономике, подкрепляемых реальными ресурсами, остается достоянием узкой группы высших чиновников и находится вне поля общественного контроля. Из года в год интересы общества и государства подменяются узкогрупповыми интересами.

Законодатели на самом деле оказываются в полной зависимости от федеральной исполнительной власти, поскольку вынуждены в предельно сжатые сроки рассматривать "основной экономический закон", в формировании которого они не принимали участия, и "по дороге" что-то выторговывать, как уже было сказано выше.

Для обеспечения своевременного и максимально полного согласования интересов в бюджете государства можно предложить:

  • создание постоянно действующей комиссии по разработке бюджета, в состав которой должны войти представители Федерального Собрания (депутаты и сенаторы), представители правительства и президентских структур, представители основных корпоративных структур (производственных и финансовых) и ассоциаций, объединяющих людей по профессиональным интересам, и т.п.;

  • создание независимого органа по типу Национального социально-экономического Совета Франции, права которого как высшей экспертной инстанции должны быть закреплены в Конституции и без заключения которого не могут приниматься никакие социальные и экономические решения, затрагивающие интересы общества и государства в целом.

В заключение хотелось бы отметить новые условия исполнения Бюджета-2000, требующие повышенного внимания к этому документу:

  • впервые внешний долг будет гаситься не за счет новых займов, а за счет налоговых поступлений. При этом именно с 2000-го года начинается пора серьезных выплат, съедающих до трети доходной части бюджета;

  • экономические реформы, которые были заявлены действующим в стране режимом, закончились - произошла либерализация цен, обеспечена свобода банковской деятельности, приняты (пусть и не в полном объеме) Гражданский и Налоговый кодексы. Это значит, что работать придется в жестко предопределенном экономическом пространстве и при жестко заданной целевой установке - вся тяжесть предстоящих социальных реформ 2000-го года и последующих лет целиком ляжет не на Центр, а на субъектов Российской Федерации и местные власти;

  • Россия не только вступила в полосу выборов (президентских, думских, губернаторских), но и стала воюющей страной. Следовательно, Бюджет-2000 - это бюджет воюющего государства, в котором происходит смена власти.

 

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net