Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #13, 1999

КОМИССИЯ ГЕНЕРАЛА НИКОЛАЕВА
GENERAL NIKOLAEV COMMISSION
Общественная рабочая группа
восстановления и развития
Российской Государственности

123100, Россия, Москва, ул. Николаева, 4/4
(095) 205-63-14, 205-63-20 (тел/факс) 
E-mail: info@nikolaev.ru 

Как организовать эффективный тип собственности в целях промышленного развития России?

Правовая катастрофа, начавшаяся в Выборге и Ачинске, - результат чубайсовской быстрой и неэффективной раздачи собственности.

Нигде отсутствие стратегии реформ не проявилось так остро и отчетливо, как в ситуации огромного числа конфликтов по поводу четвертого этапа передела собственности - банкротств предприятий и продаж их западному инвестору. Антистратегические действия реформаторов привели страну к опасности скрытой гражданской войны, когда люди впервые нутром почувствовали, что их лишают средств к существованию, средств производства. Какие бы под это не подводились законодательные акты, результат будет один: отчаянное сопротивление деклассированных и доведенных до гибельного состояния людей любому стремлению обосновать законами их закабаление и уничтожение. И стоит государству со всей решительностью встать на сторону такого закона (как требует Гусинский вместе с НТВ), - оно тут же будет уничтожено вместе с бесчеловечным законом. По всей видимости, Гайдар и Чубайс действительно решили перетащить Россию на триста пятьдесят лет назад в Англию - к процессам огораживания и кровавым массовым убийствам. Но мы бы не рекомендовали подобные путешествия в прошлое.

Мы считаем необходимым развеять миф о предельной технологичности Чубайса - архитектора-неудачника нового порядка в России - и предложить свой план восстановления status quo в области собственности на средства производства и создания различных моделей владения промышленными предприятиями. Все предприятия России должны быть инвентаризованы с точки зрения:

  • значимости для страны производимого продукта (имеет значение его конкурентоспособность, внутреннее значение, это может быть лидирующий прорывной продукт);

  • места данного предприятия в структуре технологического контура России;

  • уровня технологической и кадровой отсталости;

  • уровня прибыльности предприятия сегодня;

  • роли в обеспечении занятости населения.

Предприятия, производящие опережающий технологический пакет, являются национальным достоянием России. Развал этих предприятий должен попадать под разряд тягчайших уголовных преступлений и преследоваться по закону. Данный тип преступления не может иметь срока давности. Точно так же недопустим развал предприятий, являющихся прибыльными сегодня, или даже снижение уровня их прибыльности.

При определении модели и типа собственности необходимо принимать в расчет следующие обстоятельства:

  1. должны быть четко определены отношения между менеджерами, акционерами и членами трудового коллектива. Необходимо ввести мораторий на покупку менеджерами акций предприятия;

  2. возможность восстановления уровня производительности предприятия является важнейшим аргументом в пересмотре результатов приватизации;

  3. для предприятий, характеризующихся большой технологической и кадровой отсталостью, должны быть определены источники финансирования для их модернизации;

  4. все типы частных инициатив, обеспечивающих технологическое и кадровое перевооружение предприятий, а также повышающих их доходность без снижения уровня занятости, должны стать приоритетными и поддерживаться государством. Сопротивление подобным инициативам со стороны государственных чиновников можно рассматривать не иначе как преступную халатность.

Для реализации данных принципов должны быть созданы специальные проектно-промышленные бюро и комиссии, которые бы начали просмотр и анализ предприятий для определения конкретных планов их восстановления и развития. Важнейшими инициативами в этой области являются программы обучения топ-менеджеров и кризисных управляющих.

Подобной работы в России пока никто не проводил - ни Чубайс, только еще собиравшийся создать фирму для перепроектирования и модернизации предприятий с последующей продажей их инвестору, ни Маслюков с Глазьевым и Львовым, написавшие абстрактные программы, но не ответившие на вопрос: что делать с конкретным предприятием. Однако не предприняв этих шагов, мы просто не сдвинемся с места. Необходимо наконец осуществить построение стратегии восстановления и развития промышленности в России и начать движение по этому пути.

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net