|
Российское аналитическое обозрение #13, 1999 Какой новый финансово-организационный механизм Россия может предложить миру?
Для сотрудничества со странами Евразии (в частности, членами организации АСЕМ), для занятия позиции связующего звена между Европой и Азией Россия может предложить мировому сообществу идею создания межгосударственного Евразийского проектного банка. Необходимость и осмысленность данной идеи вытекают из того, что по всему миру прокатился бум разнообразных евразийских концепций и прожектов. Этот бум основан на интуитивном понимании уникальной и решающей роли Евразии как моста для континентальной связи Тихоокеанского и Азиатско-Тихоокеанского региона с Европой и Атлантикой в начале грядущего XXI века. (Исчерпывающее определение уникальности Евразийского региона содержится, в частности, в статье В.Л. Цымбурского "От Дагестана-99 к будущему Великого Лимитрофа Евро-Азии" - "Российское аналитическое обозрение", ╪ 2 (12), 1999 г..) Все больше и больше оправдывается реальная сила художественной метафоры первых геополитиков начала века о том, что Евразия есть HEARTLAND, "Сердцевинная Земля" мира, и тому, кто будет владеть Евразией, - тому будет принадлежать мир в XXI веке и в третьем тысячелетии. (Понятие Евразии, на наш взгляд, необходимо рассматривать в единой связи со странами Латинской Америки, проявляющими активность на азиатском направлении (хотя бы через систему АТЭС), а также с Австралией и Полярным Севером, особенно регионами вдоль Северного морского пути. Также для нас важна привязка к Евразии Балкан и особенно Сербии. Африка, в частности, через Магриб, имеющий традиционные связи с Европой и Азией, а также через Африканский Рог с православной Эфиопией уже по факту включена в Евразию, в субстанцию культурно-исторического "организма" Евразии.)
Технологическая идея банкаТехнологическая идея Евразийского проектного банка строится на точном и буквальном понимании идеи проектно-клирингового механизма как средства, инструмента наращивания и упрочения Евразийской Тихоокеанско-Атлантической коммуникации, как гуманитарно-организационной идеи международного и межрегионального общения и со-общения на принципах инвестиционного доверия и сотрудничества. Принцип инвестиционного доверия и сотрудничества основан на том, что условием реализуемости и выгодности любого крупного проекта, особенно инфраструктурного и международного, является не абстрактный принцип счетности (например, принцип конвертируемости валют и иные монетарно-валютные методики), а формат коммуникации по поводу условий и социальных эффектов счетности. Ведь в конечном итоге именно сохранение народов и стран, социальная стабильность и наращивание качества жизни являются долгосрочными и стратегическими задачами работы банка, и счетность является не абстрактно-алгебраическим, а функциональным понятием по отношению к социально-региональных эффектам. Так понимаемый принцип требует, безусловно, представления о Проектном банке как о мета-МИДе и супер-дипломатической машине. Но кто сказал, что банковское дело должно быть уделом только бухгалтеров и воров? Самое главное при разработке и реализации крупного инвестиционного проекта заключается в том, чтобы определить реальные позиции, вклады и комплексные гарантии сотрудничающих сторон, а затем построить адекватную математику и счетность, то есть, собственно, клиринговый механизм. Схема Евразийского проектного банка могла бы выглядеть следующим образом:
Схема 1. Тогда Евразийский проектный банк оказывается инструментом конвертации проектов в социальное развитие, этноустойчивость и национальную стабильность средствами межстрановых клирингов, понимаемых как правила и процедуры обменов "физическими" материальными накоплениями. Инвестирование в социальное развитие и отстраивание внутренного рынка на принципе открытого международного сотрудничества являются основными факторами фондового рынка, столь необходимого России, вступающей в XXI век. Этому противостоит принцип финансовой открытости страны с ориентацией на инвестирование в неинфляционную экономику и бездефицитный бюджет. Последний принцип был в свое время противопоставлен советскому принципу международной закрытости, ориентированному на инвестирование в обороноспособность страны. К сожалению, в сознании современных руководителей и лиц, принимающих решения, не говоря уже об обывателях, творится невообразимая путаница. "Начала и концы" ухватывает крайне небольшое количество людей. В этом плане крайне интересны и показательны суждения директора Института Латинской Америки РАН В.М. Давыдова. Он делает два совершенно противоречивых, но красноречивых суждения: "Так, переход от инфляционной экономики к неинфляционной в Латинской Америке происходил совсем недавно, в 80-х - начале 90-х годов. И здесь обнаруживается множество параллелей с современной Россией. Поэтому не удивительно, что латиноамериканские технологии решения экономических проблем находят спрос в нашем обществе. В частности, наш институт выполняет заказы ряда федеральных ведомств по анализу опыта решения сходных задач. Процесс неолиберального реформирования национальных экономик начался именно в Латинской Америке, в Чили, причем раньше, чем в промышленно развитых странах. Уже в конце 1974 года, сразу после переворота, произведенного генералом Пиночетом, ситуация в стране зашла в тупик: разваливалась экономика, росла безработица, внутренний рынок не налаживался, притока внешних ресурсов не было - словом, надвигался крах. И тогда Пиночет принял проект молодых технократов, получивших образование в Соединенных Штатах ("Chicago boys"), принял не от хорошей жизни - просто не было альтернативы. Но давать отдачу проект начал только во второй половине 80-х годов, и лишь в начале 90-х годов средний уровень заработной платы превысил ее уровень до переворота. Рост благосостояния, восстановление социальных структур (здравоохранения, пенсий, образования) - все это начало происходить только сейчас, спустя 20 лет после начала реформирования! (Выделено мной - Ю.К.) Сейчас, в свете финансового кризиса, поразившего азиатские страны, приведшего к недавним потрясениям в Индонезии, а также аналогичного кризиса, подорвавшего российскую экономику, особенно актуален вопрос развития и регулирования фондового рынка. Латинская Америка испытала эти кризисы раньше, и ее опыт (особенно Мексики в 1994-1995 гг.) показал, что открытость национальной экономики и ее врастание в мировую экономику имеет свои серьезные опасности. (Выделено мной - Ю.К.) Не случайно мексиканский кризис был назван "первым кризисом" XXI столетия. Разумеется, финансовые потоки - существенный резерв, существенное дополнение к национальным ресурсам и накоплениям. Если умело воспользоваться этим резервом, то он позволит значительно ускорить развитие и модернизацию страны. Многие латиноамериканские страны уже извлекли уроки из кризисов, от которых они пострадали, и ввели механизмы, защищающие экономику от моментального передвижения капитала, инвестируемого в фондовые ресурсы. Механизмы довольно эффективные: до 1997 года латиноамериканский регион занимал второе место по темпам экономического роста после стран Юго-Восточной Азии. Но экономика последних, по существу, рухнула в конце 1997 года, а страны Латинской Америки сумели пережить это потрясение, залечить раны и двинуться дальше. "Азиатский" кризис, произошедший в таком большом количестве стран, не мог не приобрести международного размаха как в силу тесной связанности экономик, так и в силу того, что капитал, размещаемый на фондовых рынках, физически ничем не сдерживается. Он предельно стихиен. Казалось бы, капиталистическая экономика давно ушла от стихийности, научилась контролировать свои процессы. Но соответствующих способов контроля интернационализированных фондовых рынков человечество еще не изобрело. В каждой стране мира экономика сейчас должна вырабатывать новые механизмы. В свое время, основываясь на опыте латиноамериканских стран, мы предупреждали соответствующие федеральные органы об опасности и указывали меры, которые следовало бы предпринять исходя из латиноамериканского опыта. Но, по-видимому, стремление привлечь дополнительные финансовые ресурсы любой ценой притупило чувство опасности. Так часто случается, когда в стране преобладают конъюнктурные цели. Мы можем поправить положение в стране и обрести более достойное место на международной арене, только если действия и политика, следующие в русле текущей конъюнктуры, будут все же увязываться с решением стратегических задач." ("Российское аналитическое обозрение", ╪ 8-9, 1998). В этом очень глубоком суждении выделен центральный момент всего дела: экономическая эффективность и национальная дееспособность определяются фондовым ресурсом. Что же является критическим и базовым фондовым ресурсом для России в начале грядущего века? С нашей точки зрения, именно межстрановые и межрегиональные клиринги, позволяющие осуществить конвертацию инфраструктурных проектов в эффекты социального развития, и являются таким фондовым ресурсом. Проекты и межстрановые, межрегиональные связи, отношения - вот что должно быть главным ресурсом страны.( Как указывают многие мыслящие политики (И.М. Рукина, А.И. Николаев, Н.Н. Гончар), первой такой - очевидной - межстрановой и межрегиональной конструкцией должно стать технологическое объединение Белоруссии и России.) При таком подходе в основу деятельности Проектного банка необходимо будет положить перевод проектно-организационного капитала в иные формы капитала, прежде всего, в валютно-монетарно-денежные капиталы, а разведка, разработка новых проектов и инвентаризация существующих проектов будет основным капиталом и основным видом деятельности банка. Таким образом, в основе самой возможности работы Проектного банка будет лежать система организации и исполнения проектных разработок и НИОКР, разработка целевых, под конкретную задачу, механизмов согласования счетности и реальных физических межгосударственных потоков, то есть соорганизация трех типов потоков:
В рамках понимаемых так механизмов возможно в качестве стратегического решения рассматривать введение мета-валюты (к примеру, "ЕВРАЗИЙ", как это ни непривычно звучит) в качестве основы организации Евразийского развития и интегральной символической продукции Тихоокеанского проектного банка. Новый подход к межвалютным и межгосударственным монетарным отношениям, к введению и обновлению государственной валюты разрабатывается в рамках отдельного проекта и может, при необходимости, быть рассмотрен отдельно. Таким образом, в основе механизма капитализации ресурсов предлагаемого банка будет лежать капитализация проектного ресурса России и мира, а также организация трансфертов и экспорта проектов в различные регионы мира, прежде всего - в АТР.
Евразийский проектный банк
|
E-mail: metuniv@dataforce.net |