Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #10, 1999

Программа "Губернатор/руководитель административного округа в Москве"

Ю.В. Громыко

 

После появления блока "Отечество" сложились условия для постановки весьма интересной и нетривиальной задачи: можно ли выдвинуть критерии, по которым формирование региональных отделений блока для подготовки все приближающихся выборов в Государственную Думу анализировалось бы как предприятие, приносящее доход. Предположим, что у блока имеется счетная контора - банк, который может вкладывать деньги в данное предприятие, интересуясь при этом его уровнем доходности. Что должно быть получено в каждом регионе на вложенную сумму рублей?

Нам представляется, что прежде всего должны быть получены программы стабилизации и развития регионов, которые имеют вид единой модульной программы, общей для административного округа Москвы и региона России. Расчеты в данной программе должны проводиться на миллион жителей и затем корректироваться в соответствии с реальной численностью населения региона/округа. Именно подобное единство расчетов с поправкой на выявляемые имеющиеся ресурсы могло бы продемонстрировать принципиальное единство Москвы и всего регионального поля России.

Для построения подобной программы необходимо иметь три совершенно разных представления.

Первое представление должно описывать расчетный норматив выживания/социального воспроизводства населения данного региона с точки зрения его обеспечения всем необходимым набором товаров и услуг, разбитых по сезонам по всем возрастным группам населения с учетом демографического фактора (См. текст А.Е. Арменского и А.Е. Петрова).

Второе представление должно описывать/проектировать вариативную систему ассортимента товаров и услуг, различающихся по качеству. Разработка ассортиментационного представления является проектированием рынка и рыночного поведения.

Это второе представление собственно и должно определять систему региональных рынков с возможными "окнами" для замещения иностранных товаров и услуг отечественными при условии повышения качества отечественных товаров и услуг и прикрепления к нужным товарам и услугам соответствующих "рекламных потенциалов". Собственно ассортиментационное представление (варьируемые ряды товаров и услуг) описывает форму, внутри которой только и может реализовываться физико-величинный (машинный) норматив с поправкой на проектируемые рыночные стили поведения. Более того, отсутствие второго представления приведет к тому, что норматив не дадут реализовать, обвинив в госплановости и социализме, а дальше - как американского теоретика и идеолога физической экономики Л.Ларуша - в фашизме.

При разработке ассортиментационного представления важно иметь в виду, что сейчас отсутствуют сбалансированные системы потребностей населения, поэтому в силу низкой потребительской культуры населения его потребности могут оказываться принципиально ненасыщаемыми. На выравнивание потребностей и формирование потребительской культуры населения необходимо время. С другой стороны, выделение зон потребностей достаточно большого объема есть, фактически, очерчивание рынков, которыми можно торговать, приводя в регион товаропотоки и услугопотоки из других регионов, а также из нужных нам стран, получая в результате продаж нужный для региона финансовый ресурс. Замыкание в одной точке разных товаропотоков и услугопотоков, товаров и услуг одного типа, но разного качества, позволяет наиболее эффективно формировать потребительскую культуру населения. Очень важно, что при разработке ассортиментационного представления мы сами должны ответить на вопрос, как население будет зарабатывать, какие товары и услуги производить, дабы потреблять товары и услуги, как производимые в своем регионе, так и транспортируемые из других регионов и стран.

Но вторая картинка не является конечной - весьма важно третье представление, в рамках которого выделяются и задаются эволюционно сформировавшиеся фокусы финансовых и политических (символических - частота употребления имени в газете и на телеэкране) сил, которые определяют сложившуюся систему власти на местах. Эти фокусы сил прикреплены к товарным, услуговым и финансовым потокам. Абстрактные сдвижки в ассортименте или нормативах обеспечения жизнедеятельности людей весьма конкретно отрезают локальные властные группы от верных источников дохода, которые сложились за счет рекламного навязывания товаров и услуг плохого качества, а также на основе разрушения отечественной системы производства. Поэтому в рамках третьего социологического представления очень важно понять, какие из властных групп будут переключены на поставку более качественных услуг и товаров, какие - на развертывание отечественных систем производства с повышающимся качеством, а какие санированы и постепенно ликвидированы. На наш взгляд, сегодня без построения третьего представления невозможно напрямую внедрять норматив, выявляя в ходе его внедрения, кто противится формированию систем развития в регионе, повышению качества товаров и услуг. Те, кто противятся, тут же отрежут голову методологам, математикам и философам. Более того, разрабатываемые системы альтернативных товаропотоков и услугопотоков более высокого качества должны предлагаться руководителям политических и финансовых сил как новый возможный тип региональной игры, которая будет поддерживаться властью. Только при построении представления третьего типа можно избежать "кровавого" передела собственности.

Наличие трех вышеуказанных представлений позволяет осуществлять политико-организационную работу по созданию региональных отделений блока "Отечество" действительно научными методами. Это означает, что представители блока "Отечество" должны постепенно узнать и рассказать населению, какого качества товары и услуги будут производиться в данном регионе, обеспечивая его выживание и воспроизводство, каковы направления восстановления и развития реального сектора экономики в регионе, участвуя в котором основная часть населения может заработать для обеспечения себя нужными товарам и услугами, а также в каком направлении будут сдвигаться основные центры финансовых, информационных и политических сил для обеспечения качества товаров и услуг в регионе. Мы считаем, что постепенное введение в действие подобной системы представлений позволяет переходить от идеологической аргументации (капитализм/коммунизм; красные/белые; демократы/коммунисты, левые/правые) к технологическому включению населения в самоуправление и фактическому перехвату власти еще в ходе подготовки к выборам. Безусловно, очень важным является контроль за использованием вводимых представлений другими политическими силами, группами, партиями, анализ результатов их конкретизации и способов употребления. Разработка системы подобных представлений и их введение в общественное сознание как фактор научного управления регионом/округом является тем основанием, которое позволяет рассматривать инициативу формирования региональных отделений блока "Отечество" в качестве предприятия. Именно в это предприятие имеет смысл вкладывать деньги уже сегодня.

Мы считаем очень важным, что описанные представления могут разрабатываться на основе единых показателей, как для разных регионов России, так и для 10 административных округов города Москвы. Таким образом, формируется единая информационная база процессов управления. На основе создаваемых представлений могут специально анализироваться и выделяться наиболее важные процессы:

  • состояние занятости;
  • рост качества товаров и услуг;
  • направления технопроизводственного прорыва;
  • обеспечение демографического воспроизводства страны и т.д.
 

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net