Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #8-9, 1998

Быть ли России на Кавказе в XXI веке?

Алексей Ващенко, Казбек Султанов

 

РАО: Как Вы считаете, в чем смысл событий, происходящих на Кавказе?  

А.В.: Сегодня можно сказать абсолютно точно, что происходящее на Кавказе - это попытка НАТО выдавить Россию с Кавказа, превратить его в зону своего влияния. Именно к такой развязке вел последний грузино-абхазский конфликт: если бы грузинской стороне удалось затянуть военные действия хотя бы на две недели, туда были бы введены войска НАТО под предлогом неэффективности российских миротворческих усилий. 

Этот небольшой регион влияет на ситуацию как в Российской Федерации, так и на весь мир: ведь благодаря каспийской нефти Кавказ будет Персидским заливом следующего века. Отсюда неудивительна борьба, развернувшаяся за маршрут трубопроводов, по которым эта нефть будет экспортироваться. Существовал проект прокладки трубопровода через Пакистан, но начался конфликт в Афганистане. В результате прокладывать данную трассу стало невозможно. Прохождению трассы через Баку-Иран к Персидскому заливу помешали американцы, искусственно раздувая проблему Иранского Азербайджана. Маршрут через Карабах не устраивает самих азербайджанцев. Хотели провести трубу через Северный Кавказ - началась война в Чечне. Остается последний маршрут - через Грузию, к которому тяготеют американцы и их турецкие союзники. Каждый раз, когда пытаются провести трубопровод не по американскому маршруту, на его пути развязываются войны. 

О своих интересах в регионе заявили даже Китай и Япония. И только у России полностью отсутствует стратегия поддержки пророссийских сил: вся политика строится исходя из частных сиюминутных интересов отдельных властных лиц и групп. Поддержка вторжения грузинских войск в Абхазию в 1992 году (штаб ЗакВО принимал участие в планировании этой операции), продажа оружия участникам всех кавказских конфликтов, от Карабаха до Чечни - вот лишь отдельные примеры безответственной политики российских властей на Кавказе. 

К.С.: События в Дагестане, в частности, кризис власти в конце мая 1998 года также необходимо рассматривать в контексте борьбы за маршрут нефтепровода. Ведь военный конфликт в Дагестане сделал бы российский вариант прокладки трассы невозможным. Одной Чечни для подобной блокировки явно недостаточно. 

РАО: Какое влияние проблема каспийской нефти может оказать на окружающие страны?  

А.В.: Если каспийская нефть пойдет через Турцию, то на каждый доллар, инвестированный в нефтепереработку, страна будет получать четыре доллара. Таким образом Турция очень быстро превратится в "региональную сверхдержаву", способную диктовать свои условия на Кавказе, в Крыму и в Средней Азии, а также на Балканах и на Ближнем Востоке. Последствия возникновения подобной сверхдержавы для России очевидны, но о них никто не хочет думать. Вместо того чтобы продавать Турции нефть, газ и лицензии на изготовление суперсовременных вертолетов Ка-50, России необходимо создавать союз с балканскими странами: Грецией, Болгарией, Югославией. В интересах нашей страны было бы создание зоны свободной торговли в регионе с участием России, которая стала бы экономическим противовесом Турции и сдерживающим фактором ее экономической экспансии. 

Если нефть пойдет, минуя Россию на Украину, то последняя станет энергетически независимой, что ослабит влияние России. Если же нефтепровод пойдет через Грузию в Поти и далее танкерами по Черному морю, то США и Турция под предлогом обеспечения безопасности нефтеперевозок возьмут под контроль все Черное море, подобно тому как США безраздельно господству ют в Персидском заливе. 

РАО: Можно ли заключить, что нефть сегодня является основным предметом столкновения на Кавказе?  

А.В.: Существует еще один очень значимый фактор, который влияет на ситуацию в данном регионе - транспортные магистрали. Уже началось строительство железной дороги Шанхай - Париж, которая пройдет через Китай, Пакистан, Среднюю Азию, Кавказ и будет включать две паромные переправы через Каспий и Черное море. США не случайно настаивают на пароме через Каспий, хотя трассу можно провести через Иран и Турцию. Дело не только во враждебности Америки по отношению к исламскому режиму Ирана, но и в том, что иранцы не позволят использовать эту трассу для транзита наркотиков: ведь железная дорога пройдет через крупнейшие наркосодержащие регионы. Это обстоятельство может привести к самым плачевным последствиям как для населения Кавказа, та и для близлежащих стран. 

Но для России крайне опасно, если будет создана альтернатива Транссибу, т.к. это приведет к потере валютных доходов от транзита между Китаем и Европой. 

РАО: Какие геополитические силы сталкиваются на Кавказе?  

А.В.: Кавказскую карту пытаются разыграть как США, Турция и Израиль, пытающиеся "выдавить" с Кавказа Россию и Иран, так и Иран, стремящийся ликвидировать влияние США, Турции и Израиля в регионе посредством исламизации кавказских народов. Планы американцев, израильтян и турок содержат в себе непосредственную угрозу целостности России: ведь в случае конфликта в Дагестане в него могут быть втянуты Татарстан и Башкортостан, что усилит дезинтеграционные процессы в России. 

К.С.: За внутриклановой борьбой, происходя щей на Северном Кавказе, также стоят геополитические столкновения: как традиционные англо-российские, германо-российские, так и новые для Кавказа американо-российские. Судьбы кавказских народов - не более чем разменная монета для "великих" участников геополитической игры. 

РАО: Каковы механизмы геополитического присутствия "великих держав" на Кавказе?  

К.С.: Одним из таких механизмов является ваххабизм - государственная идеология Саудовской Аравии. А кто стоит за саудовцами, мы знаем - та же Англия, та же Америка. 

Распространение ваххабизма на Северном Кавказе в качестве идеологии исламского сопротивления носит откровенно радикальный, антироссийский характер. Большие деньги, которыми располагает Саудовская Аравия, облегчают его внедрение. Ведь в регионе стопроцентная безработица среди молодежи. А ваххабизм дает возможность почувствовать себя защитником исламских ценностей, при этом получая оружие и деньги. Но с другой стороны, ваххабизм игнорирует местные особенности: суфийские ордена, национально-родовые структуры . 

Другим механизмом является Чечня, уже включившаяся в большую нефтяную игру. Чеченцами недавно создана организация "Кавказский общий рынок" совместно с крупнейшими британскими финансовыми магнатами. Среди них - казначей Консервативной партии Макальпайн, один из состоятельных британцев пакистанского происхождения Имран-хан, знаменитый миллиардер Исмаэль Хашоги и т.д. 

А.В.: Особо необходимо отметить роль Грузии, занимающей ярко выраженную антироссийскую позицию и превратившуюся в проводника западных интересов в регионе. Мы располагаем данными о том, что режим Шеварднадзе принимал активное участие в развязывании осетино-ингушского конфликта, снабжая ингушей деньгами и оружием. Есть и факты поддержки грузинскими властями чеченской стороны во время военных действий в Чечне. Как я уже говорил, последняя операция грузинских вооруженных формирований в Гальском районе была направлена на вытеснение российских миротворческих подразделений из Абхазии. Если бы не молниеносный контрудар абхазской армии, уже сейчас было бы положено начало военному присутствию НАТО на Кавказе. 

Здесь, кстати, важно подчеркнуть позитивную роль Конфедерации народов Кавказа, отправившей 150 человек в помощь абхазским вооруженным силам и одновременно мобилизовавшей 600 человек (только в ходе первой волны мобилизации) для умиротворения волнений в Дагестане в ходе известных майских событий. Вообще же сама одновременность абхазской акции грузинских формирований и волнений в Дагестане, чреватых отделением республики от России, не может не настораживать. 

РАО: Что привело к возникновению угрозы отделения Дагестана от России? 

К.С.: В основе кризиса власти в Дагестане, который разразился в конце мая, лежит тенденция отказа национальных движений от своих первоначальных национально-культурных целей и превращения их в жесткие военизированные структуры. В результате российская власть, заигрывавшая с национальными движениями с начала 90-х годов, не смогла удержать баланс этих клановых группировок и по существу стала заложником межклановых противоречий. 

Эти противоречия и вылились в майскую сумбурную, почти фарсовую акцию, ознаменовавшуюся захватом здания Госсовета Дагестана. Думаю, что более серьезное выступление должно было бы произойти позже, непосредственно перед выборами 26 июня. Сегодня никому неизвестно, то ли происшедшие события были направлены на срыв более серьезного выступления, то ли это действительно выплеск неконтролируемой стихии. 

РАО: Возможно ли создание единого чечено-дагестанского государства?  

К.С.: Я не верю в возможность построения единого исламского государства. У Чечни всегда была ориентация на выход из России, даже при советской власти. У Дагестана же всегда была и есть ориентация на Россию. Республика структурно очень хрупка и уязвима. Дагестан - самая полиэтничная республика в составе России, созданная не по этно-национальному признаку, единственная, в которой живут десятки коренных народов. И там отлично осознают, что сохранить нынешнее государственное устройство они могут только в составе России. Без центральной власти ничто не удержит Дагестан от распада. 

Это прекрасно понимает М.Магомедов, вновь избранный на пост президента Дагестана на выборах 26 июня. Его победа в наибольшей степени отвечает интересам России. Но даже она не снимает существующих межэтнических противоречий в Дагестане. 

РАО: Какие действия должна предпринять Россия для восстановления своих позиций на Кавказе?  

А.В.: Прежде всего я хотел бы отметить отсутствие единой государственной политики по отношению к региону. Да и может ли быть иначе при нынешней кадровой политике Кремля? Основанная на принципе "сдержек и противовесов", она предусматривает сознательное порождение конфликтов между ветвями власти, между чиновника ми различных уровней и ведомств, что вызывает, в частности, постоянную кадровую чехарду в правительстве. О какой эффективности работы власти можно говорить, если промежуток времени между сменами чиновников доходит до 4-5 месяцев? Ведь для того чтобы проводимая политика начала приносить ощутимые результаты, необходимо 2-3 года непрерывной последовательной работы. Нынешний министр региональной и национальной политики Е.Сапиро ранее никогда не занимался проблемами межнациональных отношений. А кавказским регионом в министерстве занимается поволжский немец Бауэр. Он, возможно, и хороший специалист, но в совершенно другой области! Представители же самого региона практически отсутствуют не только в составе министерства, но и во всех структурах российской власти (за исключением Р.Абдулатипова). Все это отнюдь не способствует заинтересованности правительства и исполнителей в реальных результатах своей работы. 

Что же касается действий, которые должна предпринять Россия на Кавказе, то в первую очередь это прекращение поддержки откровенно антироссийских сил вроде режима Шеварднадзе в Грузии. Без российской помощи Грузия довольно быстро, естественным образом - в силу межэтнических и межконфессиональных противоречий - разделится на ряд враждующих между собой частей: от нее отделятся Абхазия, Аджария, Менгрелия и регионы с преимущественно армянским и азербайджанским населением. Решение о выводе российских пограничников, принятое грузинским руководством, также будет способствовать данному процессу: собственных средств на охрану границы у Грузии нет, и она довольно быстро превратится в "криминальный заповедник". Недавнее открытие автодороги Тбилиси - Грозный облегчает переброску северокавказских добровольцев через Кавказский хребет, что ограничивает возможности силового действия грузинских властей. Запад не обладает ни технологиями, ни средствами решения межэтнических конфликтов (вспомните провал сомалийской миссии США), и все инвестиции в кавказский регион окажутся под угрозой. В этой ситуации естественным образом возрастет роль России, поскольку во всех частях Грузии, которые могут возникнуть в случае ее раскола, присутствуют пророссийски ориентированные силы. Тогда прекратится "выдавливание" России с Кавказа, поскольку Запад будет непосредственно заинтересован в усилении ее влияния. 

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net