Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #7, 1998

Постмодернизм - оружие массового поражения?

Нина Громыко

 

Сегодня существует много видов оружия массового поражения. Наиболее действенное из них - консциентальное оружие (от латинского слова "constientia" - сознание), предназначенное для разрушения сознания. Этот тип оружия не нов, но изыскан. Нередко в качестве него используются самые неожиданные вещи. Например, философские учения, которые предназначены вроде бы совсем для другого...

Одним из таких видов консциентального оружия стал сегодня постмодернизм.

* * *

Постмодернизм - это модное западное течение, завезенное к нам в Россию отечественными просветителями. По их собственному желанию. Как надежное противоядие всяким видам тоталитаризма. И ставшее неискоренимо нашим стилем жизни, способом думания и говорения, типом реагирования. И нереагирования.

Постмодернизм - это новая идеолого-экономическая формация, в которой мы все неожиданно очутились и будем теперь, наверное, жить всегда. Если же вы этого случайно еще не заметили или просто не поняли, то побывайте, например, на Пушкинской площади в Москве. Это - символ отечественного постмодернизма. Там, между большущих рекламных панно "Coca-Cola", "Daewoo", "Samsung", "Pepsi" и "МcDonalds", заслонивших собой все стороны света, можно увидеть также здоровую бутыль (раза в три толще и выше бронзового Пушкина), рекламирующую отечественное пиво "Балтику".

А что же Пушкин, в честь которого названа площадь?.. Он там пока еще есть, но его как бы уже и нет. Его вписали в общий хаос "общечеловеческих ценностей". Его выставили на витрину - наряду с пивом, чизбургерами и колой. Он больше не давит и не раздражает своим "русским тоталитаризмом", поскольку находится в одном ряду со всем остальным и так же незатейливо веселит и услаждает публику, как и другие товары ...

Будем искренни: большинство из нас это давно уже не только не шокирует, но и вообще не задевает. Не потому что все мы стали обывателями, но просто мы уже начали привыкать к новому стилю, ознаменовавшему собой конец перестройки и наступление ее бесконечного "пост". Этот стиль незаметно проник во все уголки и закоулки нашего сознания, стал нашим новым "Я".

Что же характерно для постмодернизма? Обращаясь к творчеству ведущих представителей данного течения во Франции, где собственно постмодернизм и возник, - к творчеству Ж.Дерриды, Ж.Делеза, Ф.Гаттари, Ж.-Ф.Лиотара, Ж.Лакана, Ю.Кристевой и других, - наши исследователи выделяют следующие черты: стилевой синкретизм, смешение жанров - высокого и низкого; интертекстуальность и цитатность, языковая игра; неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков; фрагментарность и принцип монтажа; иронизм, пародийность, аксиологический плюрализм и т.д. (см., например: Н.Б.Маньковская "Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма)" _М., 1995, с.96). Во все эти признаки и черты оделась теперь наша повседневная жизнь. Дух постмодернизма царит сегодня везде и всюду: в манере одеваться (юноши с серьгой в ухе и девушки с наколкой на плече или в военизированных пальто - подчеркнутое стирание полярностей), в манере говорить (стиль "стеба", когда высокая и низкая лексика уже неразличимы ни в речи дикторов, ни на страницах газет, ни в рабочей обстановке, ни в обычных разговорах), в манере держаться (роскошь навыворот: например, долгая беседа с мамой по радиотелефону о том, какой выбрать кефир - за четыре рубля или за четыре с полтиной), в манере слушать музыку (самопародийность: наушники, выпячивающие перед всеми интимность моего состояния) и т.д..

Указанные принципы, признаки и черты заполняют собой сегодня все общественное пространство, которое для большинства россиян исчерпывается общественным транспортом, магазином, голубым экраном и газетой.

Спустимся в метро. Нас и здесь ласково встретит реклама, и мы буквально потонем в ее шокирующих случайностях. Тут уже и не разобрать чего больше - аксиологического плюрализма (чуть выше рекламы колготок "Levante" - возвышенные стихи русских поэтов, растиражированные и расклеенные на деньги британских спонсоров) или пародийного монтажа (рядом с призывом питаться йогуртом - реклама таблеток от поноса). Всюду культ неясностей или просто откровенная халтура: клею, где хочу!

Аналогичные приемы сполна используют отечественные газеты, особенно имеющие наибольший тираж - "Московский комсомолец", "Аргументы и факты". Главное - как можно сильнее ударить по сознанию. Приведем лишь несколько заголовков из "Московского комсомольца": "От бюджета до унитаза один шаг" (6.12.97), "Депутаты желают скушать НТВ", "Да, депутаты мы, с холодными и жадными очами...", "Ворон ворону глаз не выклюет. А коммунист?", "Верной жене место на нарах", "Перекуем проституток на институток" (все это в одном только номере за 22.12.97), "Беременные, "чеченцы" и туберкулезники получат свободу" (25.12.97).

Пародийность буквально пронизывает эту газету. Она - всюду: в самом названии газеты (комсомола давно уже нет, и газета занимает активно антикоммунистическую позицию), в каждой рубрике: "Политика Non-Stop", "Нестыковочка", "Выбери меня", "Игры патриотов", "Рейтинг слухов" и т.д. Особенно любопытно, как организуется газетная полоса. Это - шокирующий монтаж, благодаря которому достигается главное: усомневается то, что еще почему-то осталось не усомнено, стирается смысл и значение у самых важных слов русского языка, которые до появления на страницах "МК" еще сохраняли свои денотаты.

Например, под рубрикой "Глас народа" (28.10.97), размещенной на газетной странице в самом верху, публикуется материал под заголовком "...Все равно мы пить не бросим! (Алкогольные фантазии читателей "МК")". Чуть ниже следуют: реклама "Американский английский в России" и не то реклама, не то просто шутка про йогурт. А еще ниже - объявления, среди которых: "Приглашаю дев. на раб.(с хор. внеш. данными)" - около двух десятков, а также "Досуг в сауне", "Массаж эротический", "Досуг. Кругл.", "Досуг. Всюду", "Досуг. Юноши", "Досуг. Мы вам поможем", "Досуг. Быстро" и т.д. около двух сотен. Будучи размещены внизу, эти объявления точно и в аккурат попадают под рубрику "Глас народа", указанную в самом верху. Можно этого и не заметить. А можно и заметить. Потому что "Глас народа" набрано самым крупным шрифтом, так же как и расположенная рядом рубрика "Мозаика". Можно ко всему этому относиться как к "гласу", а можно и как к "мозаике"... А почему именно эти рубрики набраны крупнее всего? Случайно? Чтобы посмеяться? Почему под рубрикой "Мозаика" идет информационный материал об указе президента о реформировании органов рыбоохраны, а под "Гласом народа" - мозаика? Ответят: так принято теперь - смешивать одно с другим, иронизировать и играть. Относитесь проще. Не будьте тоталитаристом. Отключите свою въедливую цензуру. Наслаждайтесь.

Еще более мощную бомбардировку сознания россиянина устраивает телевизор, превращая его в законченного "шизоида", живущего по законам "желающего производства". Согласно французским постмодернистам Ж.Делезу и Ф.Гаттари (у которых мы, собственно, и заимствуем данные термины), суть человека составляет его бессознательное , движимое одним главным инстинктом - инстинктом желания. На исполнение и неисполнение желаний, которые животно-примитивны (еда, власть, секс и т.д.), оно реагирует с точностью автомата. Такова природа человека, считают французские философы, такова правда, от которой никуда не уйти. Поэтому бесполезно подавлять желания - это приводит только к расщеплению "Я", к шизофрении. Нужно обнаружить для человека его собственное бессознательное , высвободить место для его спонтанных импульсов. Ведь именно бессознательное является творцом жизни, творцом культуры...

Отечественное телевидение прекрасно вписывается в данную концепцию. Мы уже вряд ли с вами сможем представить свою жизнь без пасты "blend-a-med" и кофейных зерен "Tchibo", а также всего остального ширпотреба, услужливо запихиваемого к нам в сознание в виде рекламного мусора через каждые десять минут. Одна из самых последних "находок" телевизионных продюсеров - пытка с помощью вопросов, направляемых, по мысли тех же продюсеров, в самую глубину бессознательного : "Где жена?", "Как с деньгами?", "Что с работой?".

Спрашивается: зачем так? Россиянин сполна уж помучен. Пусть себе хоть дома расслабится, вечером. (В Германии, например, рекламный террор поздно вечером прекращается). Но видимо, мы уже не можем жить без шокотерапии, без регулярных бомбардировок. С другой стороны, все шоки, организуемые также новостями, боевиками, садо-мазохистски-развлекательными передачами, перемешиваются, пережевываются и сваливаются в один огромный голубой ком. В результате сознание становится абсолютно нечувствительным, спокойно-равнодушным ко всему. Рекламный синкретизм сливается с жизненным синкретизмом. В общий мультипликационный ряд попадают нищие старухи, бездомные дети, покалеченные солдаты... "Где жена? Как с деньгами? Что с работой?" на фоне мук выбора жвачки... Все становится смешно и нелепо...

Нам говорят: "Не браните журналистов! Телевидение - это отражение вашего бессознательного. Это - подноготная правда про человека. Про Россию. Эту правду семьдесят лет замалчивали, но от нее невозможно отмахнуться. Принимайте такой, какая есть". Но то, что лепится и подается как "правда", оказывается эстетизированным и театрализованным безобразным , вытащенным из самых тайников, с самого греховного дна постмодерновой продюсерской души.

Итак, согласно постмодернистскому антропологическому проекту, давшему богатые всходы на почве российской повседневности, человек - это существо бессознательное и не мыслящее (было рассмотрено выше), а также существо говорящее и не действующее (рассмотрим ниже). Оба этих антропологических принципа нашли свое широкое применение в разных областях современной практики и сферах профессиональной деятельности, но прежде всего - в политико-политологической области.

Обратимся за примером к политологической и одновременно (!!!) развлекательной телевизионной передаче "Куклы". Развлекательной она является потому, что куклы веселят отечественного зрителя, исполняя сценки из различных пьес и фильмов, пародируя известные телепередачи. Политологической она является потому, что сценки исполняют ведущие политические физиономии, а пьесы ставятся на тему злободневных политических событий. В целом передача представляет собой политическую театрализацию, где политика превращена в удовольствие.

На наш взгляд, "Куклы" - квинтэссенция отечественного политологического постмодернизма. Текст, который произносят персонажи, - одна большая скрытая цитата из разных источников (газет, пьес, фильмов), один-единый ничего не значащий парафраз. Куклы выводятся на сцену, не для того чтобы сыграть сюжет, но чтобы что-нибудь сказать. Они играют в игру слов, которая бесцельна, бессознательна, бессмысленна и бесконечна. И даже если кто-нибудь из персонажей убивает Пиковую Даму, то всего лишь для того, чтобы закончить фразу (свою? чью-то?).

Тип политического действия, осуществляемый передачей, - ироническое отчуждение зрителя от политики как области абсурда, как сферы пустой говорильни. Посмотрев несколько раз передачу "Куклы", зритель вполне уверенно может сделать вывод: кто бы ни пришел в политику, как бы умен и харизматичен он поначалу ни казался, но со временем станет такой же смешной "куклой", клоуном, как и его предшественники. Созерцая вереницу кукольных мордашек, в которых легко узнаются черты сильных мира сего, зритель, несмотря на безысходность получаемого знания, в то же время испытывает удовольствие, поскольку может открыто смеяться над теми, кто уже замучил его высокими потребительскими ценами, коммунальными налогами, высокопарными речами про необходимость реформ и совершенно безнадежными прогнозами. Более того, когда передача "Куклы" закончится, видеоряд останется. Он будет служить постоянным фоном при восприятии последующих информационных выпусков. И наиболее "продвинутый" зритель волей-неволей сам начнет сценировать следующую передачу "Куклы", сознательно и несознательно включаясь в игру дискурсов, подбирая для нее необходимый материал.

Согласно постмодернистской парадигме целевое действие в мире невозможно. Лучший способ отлучить от него - раскрутить театрализованное представление на всю страну, включить у населения автоматизм смеха. Сверхцели, сверхзадачи, мировоззренческие принципы - это всего лишь слова, занесенные в современную действительность из устаревших терминологических систем. Постмодернизм усомневает, что у этих слов вообще есть какое-то значение. Основная причина такого радикального нигилизма состоит в том, что вся область политики сводится постмодернизмом к области коммуникации: если действие и возможно, то только как речевое. (Так же "препарируются" им и другие сферы профессиональной жизни, где план действия тихо вычеркивается и все сводится к языковым взаимоотношениям).

Пытаясь расширить горизонты сознания, "зашоренного" классическими установками и принципами, постмодернизм на самом деле резко сужает и примитивизирует его, ломая одновременно и сплющивая важнейшие онтологические различения. То, что подается им как панацея от тоталитаризма (плюрализм мнений, эклектизм и синкретизм как способ освобождения от идеологических табу, деконструкция знаков, разрушение стереотипов), оказывается, в свою очередь, речевой мистификацией. Превращая жизнь в бесконечную языковую игру, в один сплошной текст-контекст, постмодернизм по сути дела становится мощнейшим орудием десубъективации всего, что может считаться сущностным, что выводит за рамки речевой действительности.

Одной из таких важнейших сущностей, онтологических реалий в области политики и терминов в области политологии для нас является народ. Но именно он больше всего и усомневается сторонниками постмодернистской идеологии - как термин, не имеющий своего денотата. Народа нет - есть масса "паразитов" (термин французского постмодерниста М.Серра), движимых бессознательными инстинктами и плотскими желаниями. Масса паразитов собирается в общество потребления, создает культуру потребления и превращает ее в единственную универсальную ценность. Общество потребления начинает функционировать так же машинообразно, как и гуманоид, породивший его. Улучшать и изменять общество потребления бессмысленно, поскольку оно укоренено в самой паразитической природе человека, которую тоже не изменить: ее можно только наблюдать, изучать и описывать...

За всеми этими установками и декларациями отчетливо прорисовывается силуэт французского профессора, нашедшего себе незыблемую социальную нишу и с грустью взирающего на падшее человечество. Постмодернисткий проект - результат работы элитарных кругов: попробуй только простой человек прорваться сквозь все эти "деконструкции", "симулакры", "ризоматики" и "пиротехники" (да еще и на французском)! И транслирован он был в Россию по таким же элитарным каналам ("выездными" философами и филологами, представителями театральных кругов, художественных школ и т.д.). Подобно тому, как в свое время представители русского дворянства завезли ("занесли") в Россию идеи кровавой французской революции. Но... "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется..." И постмодернистский проект из сверхэлитарного превратился в России в сверхэгалитарный. Он стал апофеозом массовой культуры, массового сознания.

Почему? Как такая метаморфоза оказалась возможной?

Дело в том, что постмодернизм обладает рядом инструментальных принципов, направленных на деструкцию сознания, и тем самым позволяющих использовать его как оружие массового поражения - как средство "плейбоизации" населения.

Важнейшие из них мы уже указывали. И здесь остается только резюмировать, прибегая на этот раз к чисто мыслительному плану анализа.

1. Постмодернизм предполагает построение таких правил взаимодействия, которые ориентируют только на движение в поле дискурсов. Дискурсы могут отрываться от ситуаций, в которых они были порождены, и обезличиваться. Мир интерпретируется постмодернизмом как безличный текст, как совокупность безличных языковых структур.

2. Раздутый план языковых игр полностью замещает план действия. Все без исключения сферы жизнедеятельности сводятся к коммуникации. (Так, обсуждая политику, мы вынуждены обращаться к газетам и телевидению, поскольку для большинства населения разговоры про политику - это и есть политика.) Отчуждение от действия приводит к осмеянию всех важнейших принципов, обеспечивающих его возможность (принципов целеполагания, самоопределения, замысливания и т.д.). В мире текстов акту личного действия просто не остается места, коллективному действию - тем более. (Примечательно, что большинство французских постмодернистов являются консерваторами, не заинтересованными ни в каких существенных социальных преобразованиях.)

3. Под видом борьбы с тоталитаризмом постмодернисты отвергают классические философские принципы, позволяющие описывать деятельность мышления. Классическим онтологиям и парадигмам они противопоставляют онтологию антимышления и все свое внимание уделяют работе с бес- и подсознательным как более первичным человеческим началом. Отсюда бесконечные варианты и модели хаотизации (синкретизм, эклектизм, шокотерапия, поток случайностей), преследующие один результат - достижение невменяемости, а в итоге - полного немыслия.

В силу этих трех перечисленных моментов в общество внедряется такой антропологический проект, который примитивизирует население и делает его еще более безличным и животнообразным, чем оно было до сих пор. Проект имеет также то "достоинство", что понижение общего интеллектуального и нравственного уровня людей происходит как бы с их добровольного согласия. ("Мыльные оперы", бестселлеры Марининой, видеоклипы, все виды СМИ и т.д., "работающие" в рамках проекта, формируют человека, который твердо убежден: человеческая природа - зла, такова правда, и надо жить "по правде"...)

Разрушение базисных структур и норм мышления, а также механизмов целевого действия и всех ценностей, связанных с обоими процессами, - это удар, что называется, под корень. Мышление и действие суть те основы, на которых коренится народное самосознание. Они суть то, из чего, собственно, народ и вырастает, на чем он собирается как народ и в чем черпает свою энергию и силу как субъект, творящий культуру, историю...

Ирония судьбы состоит в том, что под оберткой незнакомых французских слов, доступных только высокообразованному эрудиту, в Россию был завезен очередной революционный проект профанизации страны, нацеленный на уничтожение остатков русского народа.

Этот проект, впрочем, носит универсальный характер и проходит свое апробирование практически во
всех странах "цивилизованного" мира - усталого от удовольствий Старого и Нового Света.

Только у нас он реализуется наиболее успешно.

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net