Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #7, 1998

Россия - страна без народа?
(Но с русской диаспорой и русским университетом...)

Юрий Громыко

 

- I -

В условиях ухудшающегося положения с государством (свидетельств тому бесчисленное множество:
1) бесконечные "громкие" скандалы с государственными чиновниками высшего ранга, постоянные обвинения их в мздоимстве,
2) отсутствие внятных целей общественного развития,
3) разложение оппозиции - заскорузлой и мастодонтной с точки зрения идейной основы и гуттаперчевой с точки зрения "системных компромиссов",
4) удивительные похождения "героя нашего времени" - Чубайса)
становится ясно, что в России отсутствует государство, оно сломано, уничтожено. Хотя государственный аппарат весьма силен и крепок. Казалось бы, в этой ситуации наиболее последовательной и привлекательной должна быть народническая точка зрения. Систематически развернуть взгляд на российское бытие с позиции народа, который все понял и нашел мужество все пережить и выжить, - что может быть выше этой точки зрения?

Но здесь мы делаем странное и самое важное утверждение: в настоящий момент в России нет народа - есть население. Вся история России свидетельствует о том, что Россия - это страна с гнусным, подлым, нецивилизованным населением и гениальным героическим народом. Складывание же из аморфного, гнусного, нецивилизованного населения гениального народа происходит всегда у гробовой черты, у черты смертельной опасности, когда становится отчетливо видна та грань, за которой - гибель русского этноса. Впрочем, смерть происходит по-разному: в поединке, от старости и дряхления, но также в результате духовного предательства и отказа от собственной аутентичности.

Существует четкая функциональная взаимосвязь понятий "народ" и "государственность": если отсутствуют практика государственного строительства и сакральный ритуал государственности, - народа не существует. Народ, ставший материалом формирования других народов и других государственностей, выступает уже не как народ, но как разномастные, разноплановые этнические группы других очагов этногенеза. В ответ могут привести слова из Евангелия: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин 12, 24). Но здесь данная цитата абсолютно неуместна: пустить российско-русский этнос на прокорм новому вызревающему постмодернистскому сообществу значит - очистить территорию России от России. В этом и состоит основная опасность российского постсоветского сознания, которое абсолютно бессубъектно и а-политейно: оно не мыслит себя в структуре какого-либо полиса, какой-то конкретной государственной общности, охраняющей могилы своих предков1. Поэтому такое сознание, незаметно даже для самого себя, может однажды отождествиться с любым другим субъектом, для которого прокормом (при соблюдении всех правовых условий) как раз и
станет русский этнос. Сувениризованные, сведенные до "кукольных" церковных приходов или культурных центров группы русскоязычных "россиян", рассеянные по всему миру, могут послужить полезным строительным материалом для нового миропорядка. И все у этих русских групп будет хорошо: заработок, знание языков, большие семьи, американское, германское, корейское, сингапурское гражданство. Они даже могут требовать, чтобы их называли русскими, и данные требования будут удовлетворены. Но не является ли сытая жизнь наших многочисленных соотечественников за рубежом свидетельством того, что начался новый этап - этап усталости, дряхления и старения русского этноса, когда на место пассионарности приходит довольство и успокоенность?

 

-II-

В условиях отказа от бюрократического социализма российскому полиэтносу и русскому этносу необходимо решить многообразные задачи:
1) восстановить сакральную государственность, то есть монархию;
2) для этого осуществить всеобщее институциональное раскаяние в совершенном убийстве последнего Государя и его семьи, а также в пособничестве этому убийству; на этом основании переосмыслить весь
исторический период после отказа от монархии в 1917 году;
3) при восстановлении монархии опереться на межконфессиональный диалог православия с другими мировыми религиями, с тем чтобы уточнить и обозначить миссию российской государственности и миссию русских во всем мире и внутри самой российской государственности.

Без решения этих задач восстановить ипостасность русского этноса и получить энергию для действий и свершений просто не удастся.

Для восстановления народной субъектности различие русского этноса и российского полиэтноса перестает быть значимым, когда этнически и конфессионально разнящиеся общности (православные русские, исповедующие ислам татары, буддисты-калмыки) поддерживают единую, сакральную для них государственность. Но для этого идея государственности должна быть заново восстановлена и "прожита" снизу, с позиций этноконфессиональных общин, в их общении и взаимодействии друг с другом. Пределом совершенства человека при подобном подходе оказывается святой, способный формировать ритуал государственности.

Подчеркнем еще раз: мы не обсуждаем вопрос о том, как устроить жизнь русскоязычных групп, разбросанных по всему миру и проживающих в самой России. Речь идет о том, как восстановить субъектность русского народа. Чисто правовым способом, поставив вопрос о правах и собственности русского народа как государствообразующего этноса, это осуществить невозможно: сакрально -религиозное предательство не лечится правовыми способами. Более того: последовательное их применение вызовет у русскоязычного населения лишь рост шовинистических настроений и стремление к иждивенчеству.

 

-III-

Восстановление российско-русской субъектности важно не само по себе, но для постановки и достижения вполне определенных целей мирового масштаба. Именно наличие этих целей и их реализация и будут определять присутствие русских во всем мире.

Но здесь нас подстерегает новая опасность. Уже выражено пожелание, чтобы цели будущего России и направления ее "прорывов" по возможности не были чересчур грандиозными и "прорывными". Дескать, Россия замучила себя прорывами, а лучше было бы устроить "нормальную" жизнь и спокойно, размеренно и "вкусно" зажить. Но, перефразируя высказывание одного из героев фильма "Брат", скажем: " Что немцу хорошо, то русскому смерть". Русским нельзя без прорывов, без скачков. Русский обыватель - самый пустой и гадкий обыватель. Русским нужна на своем месте, на своей территории, в России миростроительная задача, трансформирующая и изменяющая жизнь на земном шаре в целом. Утрата этой задачи равносильна отказу от аутентичности (подлинности) своего существования и ведет к разрушению идентичности (тождества с самим собой). Однако задача должна предусматривать воспроизводство важнейших форм и структур жизни как России дореволюционной, так и России советской.

Чтобы намечать новые всемирно-исторические цели от лица русского субъекта, необходимо ответить на вопрос: что уже удалось достигнуть?

Русскими в органической связи с другими этносами была освоена огромная территория, на которой эти многочисленные этносы были сохранены. Русскими была принята и воспроизведена православная миссия в мире. Россия дважды в XX столетии осуществляла рывок хозяйственно-экономического развития, становясь наиболее динамично развивающейся державой. Но что всегда плохо удавалось русским, - так это организация и освоение жизни на территории. Новый этап развития России должен состоять в культивировании техник и технологий, обеспечивающих поддержание, воссоздание и воспроизводство очагов жизни во всех ее формах, то есть технологий техноантроповитализма: от воспорождения живой энергии солнца до продления жизни биологического организма . России нужны не умеренные экологические программы, нацеленные на свертывание всех производств (чтобы природа отдыхала) и на демонтаж научных программ работы с ядерной энергией, но разработки нового уровня, затрагивающие проблему живого света, живой пищи, живых энергий.

Пройдет еще немного времени, и Россия лишится института фундаментальной науки. Проблему воспроизводства стратегических научных кадров, способных ставить и решать фундаментальные теоретические проблемы, разрабатывать высокие технологии, никто не обсуждает. Между тем, настало время составлять Белую книгу направлений фундаментальных исследований и разработок , которые погибли или эмигрировали вместе с их носителями за время перестройки и реформ. А без специально спроектированной системы образования, способной воспроизвести научные школы фундаментальных исследователей и разработчиков, ни о каком рывке говорить не приходится.

Способность русских вступать с другими этносами в органическую связь может спасти нас и на этот раз. Нет в России денег на фундаментальную науку - надо помочь воспроизвести структуру фундаментальных научных исследований и прикладных разработок другой стране (за ее деньги), а результаты разработок внедрять по всему миру, но прежде всего в России. Очень важно найти страну - маркетолога и упаковщика ("packager") - чтобы выделить в результате подобного воспроизводства весь набор связей общения. Поскольку по прогнозам многочисленных независимых исследователей центром мирового развитя XXI века будет Тихоокеанский регион. Для России очень важно активное существование в этой части земного шара, поэтому искомой страной может оказаться, например, динамично развивающаяся Малайзия.

Второй момент постановки целей связан с тем, что Россия сегодня является конгломератом различных групп населения, живущих одновременно в разных временах. На территории России представлен весь набор предшествующих форм жизни и систем хозяйствования: от рабовладельческих эргастулов до мощнейших государственно -капиталистических концернов; присутствуют группы, исповедующие все типы идеологий, осуществляющие бесконечное число культов. Гетерохронное существование различных систем мыследеятельности наряду с гетерогенностью этих систем, а также с гетерархичностью являлось, по мысли Г.П. Щедровицкого2, обязательным условием процесса развития. Но именно государственность служит той особой рамкой, которая создает условия стыковки и согласования этих разных времен и временных форм жизни друг с другом, линеаризует и упрощает гетерогенные и гетерархичные системы общественной мыследеятельности, создавая единую, опознаваемую всеми изнутри и извне, формулу существования. Важнейшей проблемой является следующий вопрос: позволяет ли сформированный модуль государственности осуществлять различным общностям и общественным группам свое собственное движение. Схема государственности должна содержать внутри себя нечто такое, ради чего различные общественные группы в случае необходимости будут готовы упрощать и сплющивать общественное многообразие и сложность организации их жизни, соединяясь в единый организм.

Из всего сказанного следует, что рамка государственности может быть воссоздана и порождена только на основе инициатив самодеятельных групп и коллективов, этно-религиозно-культурных общин, в их взаимодействии и общении друг с другом. Ждать чего-либо, поворачивая голову в сторону правительства и государственного аппарата, бессмысленно. Значит, это - судьба: решать задачи государственного масштаба, опираясь на крохотные или скромные общественно-самоорганизационные силы.

Сохранимся ли мы как русский народ? Не нам решать.

 

Примечания

1 Совершенно неправильно называть подобное сознание космополитичным. Космополитизм - это способ связывать структуру полиса с устройством космоса. [В текст]

2 Г.П. Щедровицкий - основатель Московского методологического кружка. [В текст]

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net