Университет синергия служба в армии и учеба.

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #7, 1998

Отсутствие народа - общая проблема
России и Чечни

Федор Морозов, Серей Усольцев

 

Хотят того чеченцы или нет, но их "республика" - по-прежнему часть РФ (или наоборот, РФ - часть Чечни). Происходящее в Чечне - копия того, что происходит в РФ. Ни здесь, ни там нет Народа - как российского, так и чеченского. И поэтому и здесь, и там нет много чего "хорошего" и есть много чего "плохого". Общий порок порождает общие беды. 

Откуда такой вывод об отсутствии народа? Вроде бы и в России и в Чечне есть население и есть власть, руководящая населением. Однако каковы взаимоотношения между ними? Обратимся к ситуации в России. 

Что нужно российской власти от населения? Чтобы сохраняло спокойствие (не бунтовало) и участвовало в ритуальных процедурах, эту власть узаконивающих (выборах). Что нужно российскому населению от власти? Чтобы давала деньги на пропитание и поддержание жилой инфраструктуры. И все. Больше ни зачем власть и население друг другу не нужны. Ни о каких совместных целях и крупномасштабных задачах, ни о каком осознании своего места и роли в мире и в истории речи не идет. 

Именно поэтому население давно и с успехом плюет на власть и все события вокруг нее. Именно поэтому власть, чтобы хоть как-то привлечь к себе внимание населения, общается с ним исключительно посредством лозунгов ("Сегодня вбит последний гвоздь в крышку гроба..."), спектаклей (пересаживание чиновников из "Вольво" в "Волги") или скандалов в СМИ ("дело писателей"). Но самое страшное - именно поэтому власть перестает быть Властью, а население утрачивает облик Народа. Власть перевращается в корпорацию управляющих гигантской государственной собственностью, непонятно за какие заслуги полученной. Население же погружается в болото равнодушия и частных сиюминутных интересов, в котором тонут любые инициативы, от кого бы они не исходили. 

Такое население вряд ли будет платить налоги такой власти: глупо, да и непонятно зачем. Нет налогов - население не получает денег от власти. Нет зарплаты - тает лояльность населения, падает "интерес" к власти, социальная стабильность, а заодно и желание платить налоги. 

Образуется порочный круг. Нет народа, и у власти нет ресурса. Не только и не столько материального ресурса, не это главное. У власти, имеющей дело с населением, нет духовного ресурса хоть как-то переломить ситуацию. 

Ситуация в Чечне, на первый взгляд, другая. Наличие "общего врага" - российской армии - позволило преодолеть межтейповые раздоры. "Антидудаевская оппозиция" политически уничтожена. Безоговорочная победа Масхадова на президентских выборах продемонстрировала сплоченность чеченского народа вокруг военного руководства. Казалось бы, потрясение войны привело к образованию единого чеченского народа. (Не случайно многие российские политики говорят о необходимости аналогичных потрясений для россиян, которые приведут к возрождению русского народа.) 

Но за полтора года, прошедшие после окончания войны, выяснилось, что война уничтожила не только жизни и дома населения, не только экономическую инфраструктуру. Разрушенной оказалась традиционная структура чеченского общества. Вместо тейпов и тарикатов она определяется совокупностью вооруженных отрядов, контролирующих разные участки чеченской территории и находящихся в сложных "неформальных" отношениях (исходящих из "права сильного") друг с другом и с внешним миром. Достигнутое было ценой войны единство общества тает на глазах. Целостность республики удерживается исключительно противостоянием с Россией, подкрепляемым то очереденым терактом боевиков, то очередным грозным заявлением Москвы. 

Подобно ситуации в России, чеченская ситуация порождает ряд порочных кругов. Например: высокий уровень преступности отпугивает серьезных инвесторов, отсутствие инвестиций не позволяет наладить производство, без восстановления производства не справиться с безработицей, безработица вызовет рост преступности. Все ближе перспектива сесть на финансовую иглу Москвы, вступить в конфронтацию с соседями-мусульманами из-за налетов бандитов, похищающих людей. А там недалеко и до полной потери независимости, до превращения Чечни в зону непрерывной войны внешних сил, которые заинтересованы в чеченской территории, но которым чеченцы нужны лишь как "пушечное мясо" или исполнители "грязной работы". 

Таким образом, проблема отсутствия народа актуальна не только для России, но и для Чечни. И чеченские лидеры ее прекрасно осознают. Но как перейти от осознания к действиям? На сегодняшний день в той или иной форме заявлено четыре принципа формирования чеченского народа: территориальный, этнический, конфессиональный и экономический. 

1. Территориальный принцип: те, кто проживают в Чеченской Республике Ичкерия, образуют чеченский народ. 

Этот принцип был выдвинут в свое время российскими СМИ, требующими "прекратить российскую агрессию против суверенной Чеченской Республики и свободолюбивого чеченского народа". Неэффективность его очевидна: есть Чечня, есть чеченцы, а народа (как показано выше) нет. 

Однако данный принцип используется и сейчас как обоснование территориальных претензий Чечни к соседям. Удугов, например, говорит о "возрождении Дагестана в его исторических границах", т.е. о его присоединении к Чечне. 

Вообще-то это грозит новой серией войн, в которых против чеченцев будет воевать не только российская армия, но (что гораздо страшнее) соседи-мусульмане. 

 

2. Этнический принцип. Образующий государство этнос должен обладать приоритетными правами на собственность. 

Именно такое объединение и происходило во время войны. Для победы над Россией объединились чеченцы, проживающие в самой Чечне, чеченцы, исторически населяющие районы, не входящие в Чечню (дагестанские и ингушские чеченцы), чеченцы, проживающие в России, и зарубежная чеченская диаспора. Но может ли подобное объединение сохраниться в отсутствие войны? Для этого нужны иные общие цели, не относящиеся к противостоянию. Их-то пока и не видно. Наоборот, видно множество частных целей, расшатывающих возникшее объединение. Впрочем, об этом сказано выше. 

3. Конфессиональный принцип. Общее вероисповедание сплачивает население в народ. 

Такой подход хорош для противопоставления себя немусульманам. Удугов даже создал движение "Исламская нация" ("Независимая газета", 27.09.97). Но помимо традиционного для чеченцев ислама суффийского толка, в Чечне все активней распространяются ваххабизм и суннизм (последний - при интенсивной поддержке Саудовской Аравии). Как соорганизовывать эти течения? Вопрос остается открытым, особенно если учитывать еще и "мусульман", способных кричать "Аллах акбар!", попивая при этом водку. А таких в Чечне - большинство. 

Кроме того, ислам - интернациональная религия, не признающая административных границ. А ведь придется разотождествляться с соседями-мусульманами из входящих в состав России Дагестана, Ингушетии, Осетии. Поскольку собственной доктрины исламского государства в Чечне нет (а откуда ей взяться?), придется "прилепляться" либо к Турции, либо к Саудовской Аравии, либо к Ирану, служить проводником их интересов на Кавказе. А значит, проблема чеченского народа останется нерешенной. Вместо нее появится проблема получения и последующей отдачи инвестиций. По этим вопросам чеченцы могут консультироваться с российским руководством и даже взять на работу Березовского. 

4. Экономический принцип. Процветание превратит население в народ. 

Но за счет чего будет достигнуто процветание? За счет экспорта и транзита нефти? Уже ясно, что при нынешнем состоянии чеченской нефтедобы вающей отрасли этих денег на всех не хватит. Те, кто останутся (уже остались) в стороне от раздела денег "за трубу", захотят поменяться местами с теми, кто "трубой" кормится. Вряд ли это приведет к консолидации чеченского общества. 

Вопрос об экономическим процветании может быть поставлен жестче: кто будет владеть собственностью? Герои сопротивления? Старейшины? Самые богатые? Самые бедные? Вряд ли удастся найти ответ, устраивающий всех. Да и может ли вопрос о разделе собственности объединить людей, измученных нестабильностью и забывших, что такое настоящий труд и сколько за него платят. 

Основная проблема, стоящая сегодня перед Чечней - не независимость. Никакая независимость Чечне не нужна, пока не сформирован субъект независимости - народ. Но ни на одном из четырех существующих оснований население на может быть превращено в народ. 

Ситуация Чечни - уменьшенная копия ситуации РФ. У российских политиков, как и у чеченцев, имеются только указанные четыре модели объединения. Подобно тому, как они не срабатывают в Чечне, не сработают они и в России. 

Волк на флаге чеченцев очень символичен. Основное, что их сейчас объединяет, - желание пережить зиму и не умереть с голоду. В этом они едины между собой. В этом они едины и с россиянами. 

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net