Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #7, 1998

Русские в СНГ

Алла Иванчикова

За последние несколько лет в нашем с вами смысловом пространстве появился новый, еще не очень знакомый объект: русская диаспора (в СНГ).

Что такое диаспора? - спросите вы. Наверное, это те русские, которые живут сейчас на территории бывших республик СССР: Грузии, Украины, Казахстана, которые сплочены в рамках общины и реализуют себя в качестве политического и социокультурного субъекта в рамках новых государств, которые единством и волей к жизни представляют единство всего русского народа, трансцендирующего незыблемость межгосударственных границ? Нет, напротив. Внезапно оказавшись в составе новых, почему-то не дружественных им государств, русские дезорганизованы: вместо пассионарности демонстрируют пассивность, являя собой живой аргумент против аналитиков, считающих, что русские способны сплотиться при угрозе их выживанию.

Так как во всех странах СНГ ситуация с русской диаспорой имеет структурное сходство, незначительно варьируясь в зависимости от специфики той или иной страны, мы рассмотрим проблему на примере лишь одной из них - Казахстана. Не потому чтобы положение русских там было самым тяжелым. Но потому, что русская диаспора в Казахстане - самая многочисленная, составлявшая (до миграций) почти половину населения страны.

"Главное достижение последних 6-ти лет - политическая стабильность и единство общества ", - заявил Нурсултан Назарбаев в своем ежегодном послании гражданам Казахстана ("НГ", 10.10.97). "Национальное согласие - вопрос практики, реализуемой государством политики. Мы имеем право сказать, что эта политика в Казахстане достаточно рациональна и взвешена " ("НГ", 10.07.97). Следуя методологическому принципу нетождественности слова и реальности, ищем иное утверждение. И тут же находим: "Продолжается дискриминация русского языка, русской культуры, сокращается количество русских школ, происходят нападения на православные храмы и их поджоги... Обычным делом стали безнаказанные убийства русских людей в СИЗО и КПЗ работниками казахстанской милиции... Власть создает такие условия, в которых русские люди вынуждены становиться беженцами и уезжать за пределы республики ". (Из "Обращения народно-патриотического блока русских, славянских и казачьих общественных объединений республики Казахстан к президенту и правительству РФ.") Кто говорит правду, узнать несложно: в 1996 году Казахстан покинуло около 1 млн. человек.

Итак, русская диаспора есть новый объект, образовавшийся в результате расчленения СССР. Однако он сразу появился как объект исчезающий: русские, эмигрирующие из стран СНГ в Россию, - беженцы. Основная проблема диаспоры не в том, что она есть, а в том, что нет субъекта, заинтересованного в ее сохранении.

Почему подобный субъект отсутствует в Казахстане?

После распада СССР Казахстан, как и все остальные республики, начал целенаправленно выстраивать национальное государство: это был быстрый и эффективный способ дистанцироваться от России. Страх (подлинный или поддельный) возобновления имперских посягательств России на независимость молодого государства - главный аргумент в пользу мононационального принципа организации государства ("Казахстан - единственное место на планете, где казахи могут реализовать свое государство ." Н.Назарбаев, "НГ", 10.07.97). Правда, непонятно, какие у ослабленной и больной России, каждый день теряющей собственные территории, могут быть имперские притязания. Тогда как у других субъектов они как раз могут быть. Ведь Казахстан, как и остальные бывшие республики СССР, сразу же попал в орбиту геополитического влияния других субъектов: Турции, США, Китая, которые постоянно заявляют о своих особых интересах в этом регионе.

При этом национальное самосознание позволено иметь только казахам. Апелляция к прошлому, хранящему память о роли русского народа в индустриализации Казахстана (промышленной базы, которая сейчас разрушена, и не по вине "русских колонизаторов"), исключена: история вновь переписывается в соответствии с простыми и ясными схемами: "Независимо от методов присоединения Казахстана к России суть его оставалась одной - колонизация... Целая группа мифов - от пресловутого "советского народа" до особой роли "старшего брата" - на деле скрывала многолетнюю политику подавления национального чувства и национального сознания " (Н.Назарбаев "Независимость Казахстана: уроки истории и современность").

Хотелось бы заметить, что этногенез и этноидентификация, как известно, никогда не являются сугубо естественным процессом, но - средством реализации определенных интересов конкретных субъектов. Возникает вопрос: является ли нация (национальность) реальным субъектом или это всего лишь знак, замещающий отсутствие реальности? Об этом мы можем судить, глядя на то, как Казахстан, наряду с Россией, неумолимо погружается в пучину ресурсодобывающего прозябания.

Итак, мы видим, что Казахстан не является субъектом, заинтересованным в сохранении и развитии русской диаспоры, и строительство государства Казахстан становится строительством Казахстана без русских.

Самое печальное, что такой субъект отсутствует и в России.

Ведь в силу исторической специфики, в России не работают простые идентификационные схемы, реализующиеся в других странах СНГ. Россия никогда не была мононациональным государством. На вопрос, что такое сегодня русский народ, в большинстве случаев мы получим ответ: население, проживающее на территории Российской Федерации. При отсутствии иных идентификационных схем (а их действительно нет) население есть пассивный материал (атрибут данного куска территории), но не есть народ (субъект действия). При этом население даже не способно сохранять единство этого куска территории.

Но если даже на сохранение своих земель не хватает сил, да и желания - в конце концов, нам важнее иная земля, иное небо - где уж тут волноваться за судьбу исконно русских территорий, принадлежащих теперь Казахстану!.. Да и вообще "территориальные потери не являются главной опасностью для России, в силу ее размеров ". Так история собственного государства отправляется на свалку.

Находясь вне территории России и вне казахской нации, русская диаспора Казахстана оказывается в междумирье. Казахам русские не нужны - это понятно. Но непонятно, нужны ли русские Казахстана российским русским. И несмотря на обещания главы государства решить проблему русской диаспоры, всякому очевидно, что у русских в СНГ нет будущего. Единственная альтернатива - миграция или ассимиляция, и борьба развертывается лишь за то, чтобы последняя произошла менее болезненно.

Положение русской диаспоры является диагностичным: оно свидетельствует о том, что отсутствуют субъекты в обеих странах - и в России, и в Казахстане.

Необходимо продумать стратегию действия российского субъекта по отношению к русским в составе другого государства. Мононациональные государства - следствие регионализации сознания, сопровождающейся обычно резкой провинциализацией и архаизацией отделившихся народов. Подчеркивая, что сильное государство - инструмент развития входящих в него народов, а не подавления их потенциала, Россия должна предложить Казахстану противопоставить подобному регионализму глобализм государственно-политического мышления (включающего в себя, наряду с отстаиванием своих геополитически и исторически обоснованных интересов и целей, интериоризацию мировых целей, выдвижение вселенских по значимости проектов), стягивая интеллектуальный и творческий ресурс желающих и могущих работать людей.

Огромные территории России и Казахстана служат залогом превращения этих государств в сверхдержавы (а у России есть исторический опыт быть и становиться таковой), причем - важно подчеркнуть - ни в коем случае не путем территориальной экспансии.

Русская диаспора в Казахстане должна быть поддержана Российским государством, так как глубокая культурная укорененность русских в Казахстане служит условием сохранения Россией своего влияния в регионе и развертывания тесного сотрудничества. В условиях реального нарушения прав русскоязычного населения следует постоянно привлекать внимание общественности к этому вопросу в СМИ, укреплять сознание гражданской солидарности граждан РФ с соотечественниками. Необходимо оказывать финансовую поддержку, обеспечивать соблюдение прав русских в регионе. Необходимо помнить, что прием беженцев из Казахстана (а их число по разным данным колеблется от 350 тысяч до двух миллионов) обходится государству гораздо дороже, а факт их повального исхода является, по сути, сдачей геополитических позиций России. Для укрепления положения русских можно было бы открыть русский университет в Казахстане, где готовили бы специалистов, необходимых в разработке и реализации наукоемких проектов, где создавались бы совместные коллективы русских и казахских студентов. Казахская молодежь должна быть заинтересована в изучении русского языка. И Казахстан мог бы сделать в России то же самое. Необходимо понять, какие формы может принять русская государственность в условиях расчленения исконно русской территории искусственно нарезанными границами. Понимая сложность данного вопроса, возможно, придется поставить вопрос о совместном управлении Северным Казахстаном.

Главное, чтобы в России появился субъект, способный решать задачи такого уровня. Одним из критериев того, что русский народ обрел субъектность, будет решение проблемы диаспоры в ближнем зарубежье. Если этого не произойдет, то, наверное, все русское население вскоре окажется диаспорой на собственной земле. А не исчезнут ли тогда вообще русские? Ведь нет русских без России, без единства широких русских земель.

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net