Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]


Российское аналитическое обозрение #6, 1997

Символическое пространство Ю.М. Лужкова как российского политика мирового уровня

Юрий Громыко

 

Обсуждая столь полюбившуюся российской интеллигенции тему (см. книгу М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорского "Символы и сознание"), мы бы хотели сконцентрировать внимание на весьма простой, даже тривиальной вещи - какова сегодня символическая матрица действий Ю.М. Лужкова и как она может быть развернута и деятельностно проинтерпретирована при переносе его активности на другой масштаб - на всю Россию.

На наш взгляд, символическая "куколка", из которой может развернуться пространство действия будущего президента, выглядит приблизительно так: храм Христа Спасителя, Севастополь, АЗЛК, коммунальное хозяйство города (40-70 тысяч квартир в год, кольцевая дорога, строительство Сити), сеть московских учебных заведений. Не случайно очерченные нами образы связаны с конкретными пространственными местами, близкими и дорогими всякой русской душе. Но эти конкретные пространственные образы получают иную интерпретацию, если их рассматривать как материальное создание Ю.М. Лужковым будущей России.

Храм Христа Спасителя - это не просто поражающее своим великолепием культовое учреждение. Это - сакральная попытка воплощенно-символического раскаяния, нацеленного на восстановление связи дореволюционной прошлой России с Россией сегодняшней непонятно-постсоветской. И от храма Христа Спасителя тянется ниточка к сотням, тысячам восстанавливаемых церквей в различных городах и селах России. Но возникает вопрос: не пытается ли Ю. М. Лужков просто купить РПЦ и тем самым получить для всех русских индульгенцию за грехи последних 70 лет - за разрушение веры и сакральной русской государственности? Понятны все сложности восстановления храма Христа Спасителя в сегодняшней ситуации денежного дефицита в условиях мультиэтнической мультиконфессиональной Москвы, когда одни постройки надо уравновешивать другими (чтобы не возникло обвинения в фанатизме и экстремизме, а наоборот, были бы представлены толерантность и культурная широта). И тем не менее, какова логика этого деяния? Оно сакрально-священное или мирское? И здесь мы встаем на путь очень трудной логики (которая была выработана гениальным русским религиозным философом-мистиком Е.Л. Шифферсом): чтобы ответить на этот вопрос, нам надо понять точку зрения убитых православных русских и прежде всего - Государя и его Семьи, которые смотрят на нас и стараются понять, что мы делаем. Мы же не католики, не можем всерьез считать что все прегрешения можно искупить деньгами. Есть еще вопрос: на что должно быть направлено наше действие. Может быть, за храмом Христа Спасителя должно последовать восстановление Федоровского Собора в Царском Селе, где перед восхождением на екатеринбургскую Голгофу молились Государь и Государыня? Может быть, мы стоим перед событием всеобщего всеинституционального раскаяния за содеянное с Царской Семьей и на основе этого раскаяния собрать всех россиян и русских из рассеяния? Это покаяние отнюдь не означает усаживание на русский престол родственников Гогенцоллернов, а всего лишь попытку народом осознать происшедшее с ним за последние 70 лет.

Севастополь - город русской славы, и гениальная интуиция Ю.М. Лужкова состоит в том, что он понял: "самостийнизация и незалежнизация" этого величественного города приведет к почти фатальному умерщвлению тела России и русской величественной ратоборческой славы. К тому же (как очень верно подметил В.Кожинов) внешнеполитический антураж, предшествовавший Крымской войне 1853 года, очень сильно напоминает поводырство ослепленной России по международным структурам в 1997 году. Тогда все начиналось Венскими конгрессами и предательством Нессельроде, а закончилось международной интервенцией. Севастополь - это судьба российского флота и русской армии, и в отношении к нему наиболее четко проявляются геополитические реалии, в которые зажата Россия. На наш взгляд, сегодня вполне уместно организовать при поддержке Москвы новое побратимство Севастополя с тремя другими русскими городами морской славы - Владивостоком, Санкт-Петербургом и Новороссийском. К тому же морские офицеры (например, подводники) - это элита Вооруженных сил, и здесь очень недалеко до решения кадровых вопросов управления будущей Россией.

Инициатива Ю.М. Лужкова поддержать АЗЛК и его полные горечи слова о том, что электронику мы сдали, скоро сдадим и автомобильную промышленность, не могли не найти отклика в сердце каждого россиянина. Но необходимо четко понимать стратегию действий: либо восстанавливать старый советский АЗЛК, либо на базе АЗЛК создавать новую мобильную фирму с мощнейшей маркетинговой системой, разрабатывающей автомобили 2050 года для России и всего мира. Мы считаем, что если не запускать систему опережающих разработок и комплексных социально-ориентированных НИР на 50 лет вперед, нам ничего не удастся сделать. Но откуда брать деньги и как организовывать разваленные мозговые тресты отечественного автомобилестроения, а дальше авиастроения, станкостроения, приборостроения, электроники, холодильникостроения, пылесосостроения и т.д.? Одним из решений может быть создание международного виртуального университета, например, совместно с американцами, по программированию научно-практических прорывов международными молодежными командами. И пусть после совместной работы на основе дуплексного телевидения и виртуальных связей 15% россиян уедут организовывать промышленные прорывы в США - 85% останутся. И тут надо серьезно отнестись к инициативе губернатора штата Юта по созданию мирового виртуального университета.

О коммунальном хозяйстве ряд соображений был высказан в предыдущей статье "До старта официальной президентской компании осталось не так уж много времени:".

И наконец, образование. Ю.М. Лужков - единственный политик в России, предложивший рассматривать образование не само по себе как затратную отрасль "с сопливыми детьми", а как важнейший фактор социальной политики и средство перехода из прошлого в будущее. Эта позиция нашла реальное воплощение в программе "Столичное образование", успешно реализуемой в Москве. Вопрос о секвестрировании образования в России равнозначен кощунственному сомнению, будет ли уничтожена в России государственность (см. статью "Только безумец разрушает армию и образование одновременно"). Именно образование может стать кардинальным рычагом социальной политики, объединив вокруг себя коалиции профессионалов медицины, социального обеспечения, систем занятости и переподготовки, пенитенциарных систем. Действительно, лучше обеспечивать здоровье детей и вкладывать деньги в социализацию молодежи, чем в психиатрические лечебницы и тюрьмы. Более того, другое направление реформ начинается с другого отношения к интеллекту и воле образованного профессионала. Но вопрос о превращении образования в средство перехода из прошлого в будущее натыкается на вопрос о целях развития России - не случайно Георгий Александрович Сатаров ищет, сидя на правительственных дачах, новую российскую идеологию. А может быть, новая русско-российская идеология и вырастает из храма Христа Спасителя, коммунального хозяйства русских городов, российской армии и флота, образования?

 

Предыдущий ] Главная ] Оглавление ] Следующий ]

E-mail: metuniv@dataforce.net